Звук неисправного катализатора автомобиля

Признаки забитого катализатора

При длительном использовании автомобиля возможны проблемы в работе системы, снижающей токсичность выхлопа. Первые признаки забитого катализатора появляются обычно при пробеге более 150-200 тысяч км. В отдельных случаях это неприятное событие наступает и раньше по самым разным причинам от заводского брака до нарушения правил эксплуатации двигателя.

Рис. 1 – «Устройство каталитического нейтрализатора»

Вместе с тем симптомы неисправности описываемого узла нередко схожи с неправильной работой других систем силового агрегата автомобиля. Возникает вопрос, как точно узнать, забит ли катализатор, и что делать в случае выявления данного дефекта. Статья посвящена разбору причин отказа узла, методам его диагностики и способам устранения поломки.

Признаки забитого катализатора

Одним из основных симптомов неисправности является снижение мощности мотора и заметное ухудшение динамики автомобиля. Проявляется это заметным уменьшением максимальной скорости и вялым разгоном при старте с места от светофора или при обгоне. Существуют и другие признаки, указывающие на неполадки в работе катализатора:

  • Затрудненный старт и холодного, и горячего двигателя.
  • При сильном засорении узла возможен полный отказ силового агрегата.
  • В выхлопе появляется неприятный запах сероводорода (тухлого яйца).
  • Обороты двигателя самопроизвольно уменьшаются или увеличиваются.

Неисправность катализатора может сопровождаться загоранием индикатора Check Engine на панели приборов.

Рис. 2 – «Загрязнение и разрушение наполнителя катализатора»

Причины забитого катализатора

Полное название упомянутого узла — каталитический нейтрализатор выхлопных газов, который представляет собой сложную конструкцию. В корпусе из нержавеющей стали находится керамический или металлический носитель с множеством продольных пор малого диаметра называемых сотами. Он устанавливается непосредственно за выпускным коллектором перед резанатором, глушителем и выхлопной трубой.

При больших сроках эксплуатации в порах образуется нагар или происходит их закупоривание твердыми частицами, причинами этого являются:

  • Длительное использование некачественного бензина или дизельного топлива, которое не полностью сгорает в цилиндрах и образует большое количество сажи. Дожиг паров горючего происходит внутри носителя, что приводит к его перегреву и деформации.
  • Особенно недопустимо использование этилированного бензина, тетраэтилсвинца в короткий срок выводит катализатор из строя.
  • Большой угар масла из-за износа маслосъемных колец поршней или маслосъёмных колпачков клапанов.
  • Механическое разрушение наполнителя следствие ударов по корпусу узла о неровности дороги.

Рис. 3 – «Принцип работы нейтрализатора выхлопных газов»

За редким исключением засорение данного устройства происходит в результате длительной эксплуатации неисправного мотора. Потому при появлении первых признаков необходимо проверить, забит катализатор или нет одним из предложенных ниже методов. На ранних стадиях проще устранить дефекты двигателя, а также восстановить функционирование узла.

Как проверить, забит ли катализатор?

Диагностика выхлопной системы может производиться водителем самостоятельно или специалистами автосервиса. Наиболее достоверный способ, позволяющий как проверить катализатор, так и устранить его неисправность — это демонтаж и осмотр узла. Однако этот метод самый сложный и трудоемкий: болты крепление прикипают, и резьбовые соединения не всегда удается раскрутить.

Рис. 4 – «Визуальная проверка катализатора»

Если же в процессе проверки из катализатора, снятого с автомобиля, высыпается порошок, то это говорит о его разрушении. Такой узел однозначно подлежит замене. Если дело не дошло до крайности, то убедиться в засорении сот можно посветив фонариком в одни из патрубков. Если с другой стороны вы не увидите света, значит большинство пор непроходимо для светового луча и выхлопных газов.

Рис. 5 – «Проверка катализатора манометром»

Существуют и иные менее трудоемкие методы проверки каталитического нейтрализатора, которые используются на СТО и водителями:

  • Пытаемся рукой, одетой в перчатку, закрыть выхлопную трубу при этом двигатель должен работать на холостых оборотах. При исправной системе выпуска отработанных газов сделать это не удастся, вы будете явно чувствовать толчки в руку.
  • Измерить давление в выпускном коллекторе при помощи манометра, подсоединенного к штуцеру вместо датчика остаточного кислорода (лямбда зонда) на входе в катализатор. Если данный показатель превысит 0,3 кгс/см2 при частоте оборотов двигателя в 2500 мин-1, значит узел неисправен.
  • Точно определить забитый катализатор можно при помощи мотор-тестера. На место одной из свечей устанавливается специальный датчик давления, показания которого выводятся на осциллограф. Специалисту остается лишь оценить работу двигателя на больших оборотах. Давление в выхлопной системе более 2 кгс/см2 прямо говорит о непроходимости наполнителя.

Выбор метода проверки каталитического нейтрализатора остается на усмотрение автовладельца. При этом следует заметить, что наиболее достоверными являются демонтаж и визуальный осмотр узла и диагностика при помощи мотор-тестера.

Рис. 6 – «Проверка катализатор осциллографом мотор-тестера»

Можно ли ездить с забитым катализатором?

Последствия от эксплуатации автомобиля с серьезной неисправностью выхлопной системы бывают достаточно тяжелыми. Необходимо напомнить, что при выходе из строя катализатора наблюдается:

  • Повышенное содержание вредных веществ в отработанных газах.
  • Происходит значительное падение мощности двигателя.
  • Из-за повышения сопротивления выхлопного тракта существенно возрастает расход топлива, что влечет за собой увеличение эксплуатационных расходов.
  • При длительном использовании автомобиля с забитым катализатором в какой-то момент двигатель просто не заведется или того хуже заглохнет во время движения.

Наибольший вред причиняется двигателю в случае разрушения наполнителя катализатора. Образующиеся при этом твердые частицы могут попасть в цилиндр между его внутренней поверхностью и движущейся деталью — поршнем. В результате на зеркале образуются задиры, устранить которые можно только в процессе капитального ремонта шлифовкой с последующим хонингованием.

Что делать, если катализатор забитый?

Как понятно из вышеперечисленного игнорирование неисправности чревато большими неприятностями. Возникает резонный вопрос, что делать, если катализатор забит и это установлено абсолютно точно. Возможных выходов из такой ситуации имеется несколько:

  1. Попытаться очистить наполнитель от нагара и твердых частиц. Существуют разные способы, описание которых выходит за рамки данной статьи. Другой вопрос, что эффективность их вызывает большие сомнения. Они применимы только на самой начальной стадии процесса, когда еще нет никаких признаков засорения узла, и никто не задумывается о возможной неисправности.
  2. Удаление из корпуса наполнителя и установка пламегасителя и эмуляторов вместо датчиков остаточного кислорода. В таком случае вы на всегда забудете о неисправностях катализатора, но это вмешательство в конструкцию выхлопной системы легко выявляется при помощи газоанализатора, и вам будет грозить штраф за загрязнение окружающей среды.
  3. Замена каталитического нейтрализатора новым. Это самый дорогой вариант — приобретение и установка узла обойдется от 9 до 17 тыс. рублей в зависимости от марки автомобиля.

Существуют так называемые спортивные катализаторы, которые, по отзывам специалистов и автовладельцев дают прирост мощности до 10%. Используемые в качестве наполнителя активные элементы позволяют с легкость уложиться в жесткие требования действующих нормативов Евро-4 и даже Евро-5.

Рис. 7 – «Замена каталитического нейтрализатора на автомобиле»

Заключение

Неисправный каталитический нейтрализатор, не только досадная помеха не позволяющая разогнать автомобиль и являющаяся причиной сложностей с запуском двигателя. Длительная эксплуатация машины с дефектным узлом наносит вред окружающей среде и может привести к поломке деталей цилиндропоршневой группы силового агрегата. Избежать всего этого позволит только своевременный ремонт и обслуживание регулярное и квалифицированное в процессе эксплуатации.

Катализатор восстановить практически невозможно. Вместе с тем можно сохранить его ресурс, если использовать качественное топливо и выполнять требования руководства по использованию. Машину, оснащенную данной системой нельзя заводить с буксира, долго крутить двигатель стартером и проверять работу цилиндров путем отключения свечей зажигания. Необходимо помнить, что вспышка топливно-воздушной смеси в нейтрализаторе приводит к разрушению наполнителя.

Источник статьи: http://ddcar.ru/blog/elektrika/priznaki-zabitogo-katalizatora

Основные признаки неисправности катализатора

Зная основные признаки неисправности катализатора, можно своевременно выявить проблемы с этим узлом, обратиться в сервис, вырезать его, что позволит предупредить появление еще более сложных поломок автомобиля.

Общеизвестно, что именно катализатор является одним из самых дорогих и проблемных узлов в автомобиле. В российских условиях, когда экологические нормы не столь жесткие, можно вообще отказаться от такого нейтрализатора выхлопных газов, но при этом требуется решать проблемы с перепрошивкой двигателя или установкой различных обманок. Поговорим поподробнее о том, какие симптомы являются признаками неисправности катализатора и когда следует обращаться в сервис за ремонтом.

Основные признаки неисправности

Многие современные автомобили имеют специальные системы самодиагностики, которые самостоятельно без участия автовладельца определяют имеющиеся в машине неисправности. Такая автоматика выводит на приборную панель соответствующее предупреждение, после чего автовладельцу следует отправляться в сервис за ремонтом. Поэтому, если появилась соответствующая надпись Check engine на приборной панели, то следует незамедлительно доставить машину в сервис, выполнить её диагностику и, если будет установлено, что проблема в катализаторе, потребуется либо его удалить, либо менять этот дорогостоящий элемент.

Одним из признаков разрушения катализатора является появление из выхлопной трубы характерного сизого дыма. Выхлоп при этом может быть резкий неприятный запах. В подобном случае автовладельцу необходимо как можно скорее отправиться в сервис, меняя разрушенные каты, перепрошивая при этом двигатель. Дело в том, что мельчайшие частички разрушенных катализаторов может засосать противодавлением внутрь мотора, а, попав в цилиндры, такое загрязнение приведет к появлению задиров. В таком случае избежать капитального ремонта попросту невозможно.

Определить проблемный катализатор можно по появлению характерного металлического звука при перегазовке. Водителю необходимо будет на холостых оборотах резко нажать на педаль газа и прислушаться к звукам, доносящимся из выхлопной системы. Если появился металлический стук, как будто в железном ведре бренчат металлические гайки, это говорит о неисправности катализатора, необходимо отправиться в сервис, провести соответствующую диагностику автомобиля, устранив имеющиеся неисправности.

Одним из косвенных признаков разрушения катализатора является увеличение расхода топлива. Причём в каждом конкретном случае аппетит мотора будет существенно отличаться. В определённых ситуациях отмечается лишь минимальное увеличение расхода топлива, тогда как в других случаях мотор будет кушать на 8-10 литра на 100 километров бензина больше, чем при отсутствии каких-либо неисправностей. В подобном случае требуется полная диагностика автомобиля, с последующей корректировкой топливно-воздушной смеси.

Также свидетельствовать о наличии неисправностей катализатора будет уменьшение тяги. В особенности это заметно на низких оборотах. И все же необходимо сказать, что подобное уменьшение мощности может отмечаться и по другим причинам, поэтому потребуется комплексная диагностика двигателя, что позволит максимально точно выявить имеющиеся неисправности.

Возможности ремонта

Большинство автовладельцев, если на их машине отмечаются проблемы с катализатором, принимают решение всё же удалить этот дорогостоящий узел, так как выполнять его замену экономически не целесообразно. Стоимость такого катализатора может составить на современные автомобили 100 000 рублей и более. Куда проще вырезать каты, установить специальные обманки или же перепрограммировать блок управления двигателем. Такие ремонтные работы представляют определенную сложность, поэтому следует обращаться в специализированные компании, где мастера имеют большой опыт аналогичного ремонта.

Подведём итоги

Автовладельцу уже при первых неисправностях катализатора следует обращаться в специализированные сервисы, менять этот узел или вырезать его со своего автомобиля. Если же оставлять без внимания такие симптомы неисправностей, это, в конечном счете, может привести к появлению в двигателе задиров, а подобный ремонт в последующем обойдется в существенную сумму. Определить наличие неисправностей катализатора можно по увеличению расхода топлива или снижению тяги, появлению характерного металлического звука при перегазовке или сизому выхлопному дыму из глушителя.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/cartechnic.ru/osnovnye-priznaki-neispravnosti-katalizatora-5d70f026c49f2900aeece027

3 простых способа самостоятельно определить забившийся катализатор

Через определенный пробег авто вы рано или поздно столкнетесь с дилеммой катализатора! Вырезать или нет? Задумываться начнете, примерно, на пробеге в 150 000 – 200 000 километров. Именно этот фильтрующий элемент может подвести в самый неподходящий момент, и на панели предательски загорится CHECK ENGINE . Появление ошибки в 80% случаев означает выход из строя катализатора. Но допустим, вы покупаете подержанный автомобиль, и как проверить состояние каталитического нейтрализатора, сколько ему осталось ? Даю несколько советов.

Вначале хочется сказать, что современные катализаторы достаточно прочные : если верить производителю, могут ходить по 200 000 и даже больше.

На что влияет забитый катализатор

Как мы с вами разбирались в прошлой статье , катализатор установлен сразу после выпускного коллектора, то есть отработавшие газы собираются из 4 (6 — 12) цилиндров и попадают в него для очистки — догорания отработанных газов.

Если он забивается, то отработанные газы уже не могут проходить через соты свободно, что, в свою очередь, сильно влияет на работу двигателя в целом .

Сейчас многие могут сказать: каталитический нейтрализатор душит двигатель! И будут правы, так как он отбирает примерно 5 – 7% мощности , даже в исправном состоянии, я уже молчу о забитом.

На моей практике бывали случаи, когда двигатель не запускался при забитом каталитическом нейтрализаторе. Потому как выхлопные газы создавали антидавление (сопротивление) и, по сути, не выходили в глушитель, а шли обратно в цилиндры.

Признаки забитого каталитического нейтрализатора:

  • Если забит катализатор, то тяга автомобиля значительно упадет . Плохой набор скорости, низкая максимальная скорость , которая будет постоянно падать. Например, раньше вы легко разгонялись до 150 км/ч, затем скорость упала до 120, далее до 100, а сейчас и 80 не можете выжать! Это уже первый звоночек, именно так проверяют многие СТО.
  • Провалы в резком разгоне . Решили быстро разогнаться, нажали педаль в пол, а машина не едет. Бывают толчки, провалы и т.д.
  • Горит CHECK ENGINE . ЭБУ, опираясь на два датчика кислорода, точно определит, есть проблема с катализатором или нет, и обязательно просигнализирует.
  • Проверяете сканером ELM 327 — он указывает ошибку катализатора.
  • Некоторые мастера на СТО заверяют, что вырастает расход топлива . Логично, так как приходится больше давить на педаль газа, чтобы хоть как-то разогнать машину.

Выше перечислены основные пункты, на что влияет забитая или вышедшая из строя деталь. Начинают проявляться такие симптомы? Стоит задуматься (особенно с максимальной скоростью).

Как проверить: методы СТО

Первые причины у нас проявляются, но не всегда загорится CHECK ENGINE . Ведь может забиться, скажем, топливный насос, и симптомы будут схожими, но на приборной панели и при считывании ошибок проблемы не обнаружатся.

Тогда необходимо проверить самому, непосредственно . Существует несколько рабочих методов, не всегда они простые, но на 100% действенные:

  • Снять и посмотреть внутрь. Соты должны просвечиваться. У некоторых двигателей катализатор совмещен с выпускным коллектором, поэтому просмотреть сложно. Тогда попробуйте взять фонарик и посветить в коллектор: свет должен достаточно хорошо проходить с другой стороны, если нет, стоит задуматься, возможно, потребуется прочистка.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/deutsche_autoindustrie/3-prostyh-sposoba-samostoiatelno-opredelit-zabivshiisia-katalizator-5ffb3f02d1a90641ca6dbea1

Читайте также:  Сравнение автомобилей с людьми
Оцените статью